• the description of image 1
  • the description of image 2
  • the description of image 3
  • Dominion Template Release Jan10
    Агата Кристи Коллекция материалов группы "Агата Кристи" разных лет!
  • RTL Support
    Глеб СамойлоFF & The MatriXX Новая группа Глеба Самойлова
  • 6 Preset Styles - 18 Combinations
    Вадим Самойлов после группы "Агата Кристи
Главная » Статьи » Агата кристи » 1997

Мы правильно двигались все это время и были верны своим вкусам
Мы правильно двигались все это время и были верны своим вкусам


В музыке этого коллектива есть почти все: и провинциальный сибирский задор, и интеллигентная смурь питерских подворотен, и разнузданность столичных ночных клубов. Ведь, по признанию самих музыкантов, им повезло в том, что они успели заскочить в уходящий состав российского рок-движения. И в своем творчестве синтезировали все лучшее, что накопил русский рок за недолгое время своего существования. А сегодня участники "АК" являются машинистами и кочегарами, двигающими этот легендарный паровоз , потому как четко и тонко чувствуют время.

В одной из аудиторий Уральского политехнического института города Свердловска находилась радиорубка, в которой студент радиотехнического факультета Вадим Самойлов (гитара, вокал), врач-кардиолог Александр Козлов (клавишные) и примкнувший к ним барабанщик Петр Май установили магнитофоны. Подсоединили их к видавшему виды звуковому пульту отечественного производства, бас-гитару вручили знакомому звукорежиссеру, осуществлявшему запись, и произвели в начале 1988 года первый альбом под названием "Второй фронт". "Это была самая короткая запись за всю историю группы,- вспоминает Вадим Самойлов. " За первые три дня мы записали барабаны, бас, клавишные, следующие три дня посвятили голосу, гитаре и добавочным трэкам, которые помогал делать музыкант из группы ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ Володя Махаев. В наличии было два синтезатора - отечественный "Форманта" и "гэдээровский", арендованный у местного рок-клуба. Единственным приличным звуком на этих клавишных был скрипичный. Отсюда наше знаменитое симфоническое звучание в ранних записях".

Неблагозвучное название ВИА "РТФ УПИ" (под которым, кстати, ребята просуществовали несколько лет и записали три альбома, относящиеся к "лабораторным опытам", - "Если", "Голос" и "Свет") сменили на предложенное Александром Козловым звонкое - АГАТА КРИСТИ. И уже под этим именем на институтском вечере 20 февраля 1988 года состоялся их концертный дебют. Этот знаменательный день и принято считать официальной датой рождения группы. Чуть позже в группу влился младший брат Вадима" Глеб, песни которого коллектив вовсю
исполнял и до его прихода. Поскольку все инструменты так или иначе были уже разобраны, Самойлову-младшему досталась бас-гитара. А место покинувшего коллектив барабанщика Петра Майя занял, успевший поиграть в НАУТИЛУСЕ ПОМПИЛИУСЕ и ФЛАГЕ Альберт Потапкин. В таком составе группа и приступила к записи альбома "Коварство и любовь", с которого, собственно, все по-настоящему и началось.

"Существует две версии альбома "Коварство и любовь",- говорит Вадим,- первый раз мы записали его просто как очередной магнитоальбом (о пластинке мы тогда и не мечтали)...И где-то через полгода совершенно неожиданно студия "Синтез" предложила издать его на виниле. Поскольку запись была плохая, нам пришлось делать ее заново. Впервые у нас появилась возможность записать всё в нормальных
условиях на Свердловской киностудии, и мы решили включить "В коварство и любовь" несколько песен из "Второго фронта".

Несмотря на примитивные, по сегодняшним меркам, аранжировки, именно этот альбом вывел группу в первый эшелон отечественного рок-истеблишмента. На фоне заматеревшего НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА с усталым вокалом Бутусова, слишком простенького ЧАЙФА или сложных для восприятия ФЛАГА и КАБИНЕТА (также из свердловского эшелона) музыка "АК" бодрила и освежала. Помимо сибирского колорита, в произведениях группы был и задор московской АЛИСЫ, и жесткость
питерского ТЕЛЕВИЗОРА, и депрессивные нотки НАУ. Вадим выходил на сцену с подведенными тенями под глазами, в стильном черном фраке и белой манишке а-ля Роберт Смит (ТHE CURE). Глеб во время выступлений сидел. Все это выглядело гораздо неожиданнее, чем галифе и георгиевский крест тогдашнего басиста НАУ Умецкого или горский сценический имидж ЧАЙФОВ.

Истеричный вокал Самойлова-старшего, без труда вписавшийся в симфонические пассажи клавишных Козлова, будоражил слух, а небанальные тексты заставляли слушателя искать в них таинственный смысл. Нестандартно раскрученная тема судьбы сатанинского джокера, терпящего унижения "на работе", а вечером сводящего счеты с насмешниками, моментально выдвинула песню "Viva Kalman" в разряд хитов. На смену эстрадно-декоративному пугачевскому "Арлекино" с его рабской психологией ("нужно быть смешным для всех") пришел образ более яркий и шокирующий. "...Вечером шут, а теперь убийца..." - это звучало даже похлеще, чем "Твой папа фашист" (ТЕЛЕВИЗОР). Тогда во время перестроечного бума достаточно было спеть пару социальных песен с экспрессивной лексикой, и ты вмиг попадал в разряд борцов с тоталитаризмом. АГАТЕ совершенно не был присущ дух Че Геварры, и ярлык активных противников существующего строя им приклеили заодно с АЛИСОЙ, ДДТ и НАУТИЛУСОМ ПОМПИЛИУСОМ. В отличие от вышеперечисленных коллективов, АК больше тяготела не к стадионным пафосным митингам, а к камерному музицированию. Кстати, в песне "Африканка" из этого же альбома уже проявилась тяга музыкантов АК к синтезу рок-н-ролльного звучания и танцевальных ритмов. Но, несмотря на жанровое многообразие музыкальных форм ("Канкан", "Танго с дельтапланом" и т.д.), настроение всего альбома "Коварство и любовь" отмечено печатью декаданса. Неизвестно, что больше повлияло на поэтические сюжеты братьев Самойловых - футуристские образы мистика Гофмана и Булгакова или эстетика THE CURE? Позже различные общественные деятели будут обвинять АГАТУ КРИСТИ в сознательном культивировании упадочнических мироощущений. Однако фундамент агрессивного декаданса, как мы видим, был заложен в самом начале карьеры. Это оказалось созвучно настроениям одухотворенной питерской богемы. Там песни сибирских музыкантов сразу пришлись ко двору , и, по итоговым опросам ленинградской "Смены" в 1989 году, группа заняла восьмое место, потеснив столичную "МАШИНУ ВРЕМЕНИ" и местный ПИКНИК.

Удачно найденную когда-то стезю минорной поэтики АГАТА концептуально продолжила, записав в 90-м году более сложный по аранжировкам и ритмике альбом "Декаданс". В записи этого альбома уже принимал участие новый и последний на сегодняшний день барабанщик Андрей Котов (экс-КАБИНЕТ, ТРЕК), который, безусловно, привнес в музыку группы свежее дыхание. В процессе работы над "Декадансом" Вадиму пришлось заниматься продюсерско-директорскими функциями, поэтому большую часть творческих задач взяли на себя Александр Козлов и Глеб. Именно Самойлов-младший впоследствии станет основным текстовиком группы. Надо заметить, что в текстах обоих братьев временами встречаются одни и те же стилистические ходы.

Кстати, обилие филологических погрешностей и простая неграмотность " типа "семь волков, одна волчиха"("Мотоциклетка") или "я глядел икону, на ей божья мать" ("Его там не было") " в песенной поэзии Самойловых часто трактовались просвещенными критиками как концептуальное неприятие норм русской лексики. А банальная констатация факта тотального безверья ("...церковь пуста, веры нет в силу божью..." ("Эпидемия") мнилась глубоко религиозной философской системой.

Песни с альбома "Декаданс" получились сложными и гармонически. Петь их под гитару, сидя на дворовой скамеечке или в праздничном застолье, было бы непросто. Большинству слушателей понятнее и ближе была трехаккордная эстетика Цоя с несложной рифмой и простыми, легко запоминающимися текстами. Именно этот принцип и использовали музыканты АК в следующем, возможно, самом удачном альбоме - "Позорная звезда". Запись этого "эпохального" творения совпала с началом сотрудничества с мощной финансовой структурой под немузыкальным названием "Росремстрой", который становится спонсором коллектива (один из его руководителей Кадушин когда-то учился вместе с Вадимом Самойловым).

В 1993 году на студии "НП" в Екатеринбурге музыканты АГАТЫ КРИСТИ обогащают звук и упрощают ритм и тексты. Плюс ко всему " запоминающиеся шлягерные (в хорошем смысле слова) мелодии. "Позорной звезде" была уготована особая участь. Еще до официального выхода альбома запись попала в Питер и тут же стала безумно популярной. Столичная радиостанция "Максимум", поставив две композиции группы " "Как на войне" и "Новый год" " в длительную ротацию, закрепила успех АГАТА КРИСТИ. Добавлю, что, по итогам журналистского опроса, проведенного агентством "Интермедия" в 1995 году, композиция "Как на войне" заняла первое место.

Выпустив такой правильный с коммерческой точки зрения альбом "Позорная звезда", "АК" очень сильно омолодила свою аудиторию. Молодежь от 14 до 20 лет "подсела" на песни АГАТЫ потому, что они были по-модному танцевальны, давали пищу воображению ,и их уже можно было легко спеть (даже не имея музыкального слуха). Примерно в это же время АГАТА КРИСТИ вступает в концертно-продюсерскую
организацию "Райс мьюзик". И у коллектива сразу же начинается бурная гастрольно-концертная жизнь.

Причины резкого взлета группы на верхние строчки всех существующих хит-парадов в 1994-95 году каждый из музыкантов видит по-разному. "Позволю высказать предположение, - рассуждает клавишник Александр Козлов. - После ухода со сцены группы КИНО и резкого падения популярности НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА мы заняли пустующую нишу. Наша основная аудитория - это подростки, тинейджеры". "В 1995 году мы действительно оказали влияние на всех людей, слушающих музыку в стране, - говорит Глеб Самойлов. " В этот период "попсовизации" многие группы из нашего родного города "скурвились", перестали верить в самих себя и серьезно относиться к cвоей работе. Мы - одно из редких исключений, мы всегда занимались музыкой". "А мне кажется, - предполагает Вадим, - что мы правильно двигались все это время и были верны своим вкусам".

Безусловно, большую роль сыграли спонсорские инвестиции в раскрутку и создание материальной базы коллектива. У музыкантов впервые появилась возможность приобрести самые последние компьютерные разработки, инструменты. Пожалуй, это был беспрецедентный случай, когда спонсоры вкладывали деньги в рок-н-ролльную команду. Был довольно большой риск не получить вложенные средства , учитывая,
что посещаемость концертов резко упала.

Однако шумиха вокруг "Позорной звезды" еще продолжалась, и музыканты принялись за изготовление следующего альбома под парфюмерно-наркотическим названием "Опиум". Запись, по традиции, вновь происходила в Екатеринбурге на студии "Новик Рекордз". Несмотря на то, что все тексты к песням "Опиума" написал Глеб, музыку сочиняли все. Вообще, надо отметить, что коллективный подход к творчеству у АГАТЫ КРИСТИ был всегда. В этом, может быть, и кроется суть их успеха. Коллективизм их просматривается даже в таких мелочах, что интервью ребята привыкли давать сообща, никто не тянет на себя одеяла. Не говоря уже о творчестве. "У нас так принято, - говорит Глеб, - все три композитора на протяжении долгого времени что-то придумывают. И только в тот момент, когда создается альбом, мы показываем друг другу свои задумки. Поэтому в работе у нас всегда присутствует элемент неожиданности. В этом особая прелесть творческого процесса".

В "Опиуме", кстати, очень сильно проявилась способность музыкантов впитывать как губки любые музыкальные новации. Рэйв-культура, заполонившая в середине девяностых дискотеки и клубы (куда, в основном, переместилась концертная жизнь большинства музыкантов), органично вписалась в эстетику песен АГАТЫ КРИСТИ. "Безусловно - говорит Вадим, - современная дискотечная культура влияет на нас.
Мы могли бы написать целый альбом в стиле рэйв, но у нас нет цели делать модную музыку, которая, как правило, живет очень короткое время. Мы пытаемся использовать не столько ритм и звуки, сколько эмоциональную окраску рэйва".
"Когда говорят, - вторит ему младший брат, - живая и неживая музыка", обычно имеют в виду гитарную и компьютерную. Для нас неважно, на каком инструменте сыграно произведение, гораздо важнее насколько душевно и искренне это сделано. Потому что и на гитаре можно так сыграть , что иначе как "мертвой музыкой" это не назовешь".

Тем не менее, в 1996 году компания "Райс мьюзик" делает предложение нескольким столичным ди-джеям сделать на песни АГАТЫ КРИСТИ танцевальные ремиксы. Диск вышел под шокирующим названием "Heroin O". В своих интервью музыканты открещиваются от обвинений в пропаганде наркотического зелья, но нельзя не видеть в этом нездоровый симптом заигрывания с самым опасным атрибутом рэйв-культуры. Знаю не понаслышке, что сами участники АГАТЫ КРИСТИ употреблением наркотиков никогда не увлекались. Поэтому использование наркотической тематики в их песнях выглядит несколько бутафорским. Вполне возможно, что словечки "гашиш", "опиум", "героин" - всего лишь яркие модные образы, используемые в песнях группы в угоду конъюнктуре. Мамоновская "бутылка водки", "вино" ВА-БАНКА, "пиво" ЧАЙФА - выглядят несколько архаически.

В 1997 году был издан пока последний альбом "Ураган", в котором уже видна легкая усталость музыкантов от шумного успеха и тотального обвинения в "опопсении" - музыка группы стала менее танцевальной и более экспериментальной. Коллектив вернулся к декадансу конца 80-х в текстах, а в саунде стало больше жужжаще-скрипящих звуков, что соответствует сегодняшней моде. Сами музыканты уверяют, что, работая над этим альбомом, они старались оторваться от прежней почвы и разрушить стереотип "коммерческого коллектива". "Может быть,- говорит Глеб, - это влияние технокультуры как таковой и вообще всех ее направлений " брэйк-бита, хардкора...Это музыка нового транса, которая воздействует как на низший физический план человека, так и пробивая его насквозь , задействуя его астральную область. Такой вид музыкальной медитации на концертах мне лично очень нравится". Клавишник Александр Козлов комментирует работу над последним альбомом так :"Был большой соблазн и у меня, и у Глеба по максимуму использовать все свои пристрастия в технокультуре. Но, с другой стороны, была рациональная продюсерская мысль о том, что нельзя бросаться в крайности. Симпатии к техномузыке не должны возобладать над искренностью, исповедальностью, которую возможно передать только посредством старых добрых гитар..." .

Владимир Полупанов
Категория: 1997 | Добавил: Триллер (06.03.2010)
Просмотров: 888 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории

Пресса [11]
Статьи из прессы
1989 [1]
1991 [2]
1994 [1]
1995 [3]
1996 [3]
1997 [8]
1998 [5]

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 313

Друзья сайта

Статистика

Статистика от V1RR-US, количество просмотров (+количество просмотров за сутки)


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0